ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮРО МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ"
Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
(ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России)


Забота о Вашем здоровье - наша профессия. Лечение, высокотехнологичная медицинская и социальная
реабилитация, психологическая коррекция и оценка степени нарушения здоровья - наша специализация

 

Новости




Методический центр комплексной реабилитации и абилитации


Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России) информирует о создании и функционировании Центра методического и методологического обеспечения развития комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов на базе ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России в рамках реализации основного мероприятия 2.1 «Нормативно-правовое и организационно-методическое обеспечение реализации мероприятий, направленных на совершенствование комплексной реабилитации и абилитации инвалидов» пункта 6 подпрограммы 2 «Совершенствование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов» Государственной программы Российской Федерации «Доступная среда», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015г. № 1297.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995г. №181-ФЗ «реабилитация инвалидов — система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Абилитация инвалидов — система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Реабилитация и абилитация инвалидов направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество.

Основные направления комплексной реабилитации и абилитации инвалидов включают в себя:

  • медицинскую реабилитацию, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение;
  • профессиональную ориентацию, общее и профессиональное образование, профессиональное обучение, содействие в трудоустройстве (в том числе на специальных рабочих местах), производственную адаптацию;
  • социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию;
  • физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.

Реализация основных направлений реабилитации, абилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации, абилитации инвалидов».

Реабилитация инвалидов в Российской Федерации является важной государственной задачей. Большую роль в реализации государственной политики играют субъекты Российской Федерации, которые являются непосредственными организаторами и исполнителями широкого комплекса мер по всем направлениям реабилитации. Значительное число инвалидов в Российской Федерации и социальная направленность государства определяет увеличение их потребности в различных видах реабилитационных мероприятий.

Решение проблемы формирования и совершенствование системы комплексной реабилитации инвалидов (детей-инвалидов) на федеральном и региональном уровне в Российской Федерации, включающей принцип оказания ранней помощи, медицинского и психолого-социального сопровождения инвалидов (детей-инвалидов) и их семей должно предполагать учет следующих принципов: государственного характера гарантий соблюдения прав инвалидов; приоритета интереса инвалидов при осуществлении реабилитационных мероприятий; общедоступности системы реабилитации на основе учета физических, психофизиологических, социальных особенностей инвалида; принципа оказания индивидуальной помощи в зависимости от конкретных потребностей каждого инвалида; системного подхода к использованию многообразных форм и методов реабилитации; обеспечения координации служб, осуществляющих реабилитацию инвалидов; единства и взаимодействия федеральной и региональной государственной социальной помощи в сфере реабилитации инвалидов; соблюдения принципа социального партнерства государственных и общественных институтов в решении проблем реабилитации инвалидов, их ориентации на достижение общепризнанных международных стандартов.

Таким образом, обеспечение комплексной реабилитации инвалидов является системой и функцией межведомственного взаимодействием монопрофильных реабилитационных учреждений различной ведомственной принадлежности органов исполнительной власти социального блока на федеральном или региональном уровнях или взаимодействия различных структурных подразделений многопрофильных реабилитационных учреждений.

ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России в 2016 году проводит работы по оказанию консультационных и методических услуг которые будут оказываться начиная с 2017 года по следующим направлениям:

  1. Разработка требований к подготовке стандартов по организации реабилитации и абилитации инвалидов в том числе детей инвалидов, разрабатываемых субъектами Российской Федерации, и методики их оценки;
  2. Актуализация и разработка стандартов по организации основных направлений реабилитации и абилитации инвалидов в том числе детей инвалидов, с учетом нарушенных функций и ограничений жизнедеятельности;
  3. Разработка стандартов оснащения реабилитационных организаций социальной и профессиональной реабилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов;
  4. Разработка рекомендуемых штатных нормативов реабилитационных организаций социальной и профессиональной реабилитации инвалидов в том числе детей-инвалидов;
  5. Разработка и актуализация нормативов обеспеченности реабилитационными организациями, в том числе оказывающими реабилитационные и абилитационные услуги инвалидам и детям-инвалидам
  6. Разработка для распространения среди населения информационных материалов по возможно более раннему выявлению признаков нарушения здоровья, в том числе психического с целью оказания ранней помощи и профилактики инвалидности;
  7. Разработка программ обучения (повышения квалификации) специалистов, обеспечивающих реабилитацию инвалидов, в том числе детей-инвалидов на основе разработанных стандартов и методик;
  8. Разработка проекта общего типового положения о многопрофильном центре реабилитации и абилитации инвалидов (детей-инвалидов), основанное на типовой структурно-функциональной модели системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов с наиболее распространенными нарушениями функций и структур организма (включая схемы уровней: базовый, оптимальный, расширенный, комплексный).

Выполнение вышеуказанных работ осуществляют практически все структурные подразделения учреждения, а их результаты позволят дополнить и развить уже разработанные и апробированные на базе ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России систему, модель, стандарты, нормативы и конкретные механизмы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, включая обеспечение методического и методологического развития системы комплексной реабилитации.

В связи с вышеизложенным в ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России в целях реализации предусмотренного основным мероприятием 2.1 «Нормативно-правовое и организационно-методическое обеспечение реализации мероприятий, направленных на совершенствование комплексной реабилитации и абилитации инвалидов» пункта 6 подпрограммы 2 «Совершенствование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов» Государственной программы Российской Федерации «Доступная среда», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015г. № 1297 и п. 3.1 «Межведомственного плана по формированию эффективной системы комплексной реабилитации детей-инвалидов до 2020 года», а так же выполнения вышеуказанных работ Государственного задания приказом по учреждению создан Центр методического и методологического обеспечения развития комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей инвалидов путем возложения его функций на следующие структурные подразделения учреждения по направлениям их деятельности: Научно-методический и учебно-методологический центры, Центр социальной, профессиональной и психологической экспертно-реабилитационной диагностики и реабилитации, Центр проектирования и производства современных протезно-ортопедических изделий и технических средств реабилитации, структурные подразделения Клиники ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России (Консультативно-диагностический центр, Центр высокотехнологичных методов медицинской реабилитации и др).

Организационно-функциональная модель Центра представлена следующими компонентами. В центральной позиции модели выступают Научно-методический и учебно-методологический центры, Центр социальной, профессиональной и психологической экспертно-реабилитационной диагностики и реабилитации, которые анализируют, обобщают, пропагандирует и внедряют передовой опыт организации комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов и на научной основе методологически обосновывают использование лучших практик и технологий по следующим направлениям:

  • развития научно-методических основ комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов;
  • методического обеспечения по вопросам организации межведомственного взаимодействия и оказания комплексной реабилитационной и абилитационной помощи инвалидам различных категорий;
  • юридического консультирования инвалидов, в том числе детей-инвалидов, по вопросам социальной защиты, реабилитации и абилитации;
  • консультирования по вопросам архитектурно-планировочных и инженерно-технических решений адаптации квартиры к жизни инвалида, в том числе детей-инвалидов, в основных сферах жизнедеятельности;
  • консультирования по вопросам обеспечения, индивидуального подбора и обучения использования ТСР;
  • социально-бытовой адаптации, социально-средовой реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, адаптацию на базе модулей, имитирующих пребывание различных категорий инвалидов в адаптированном жилом помещении «Жилой модуль» («Санузел», «Кухня», «Жилая комната», и технические средства реабилитации (далее ТСР) — ассистивные устройства для самообслуживания различных категорий инвалидов);
  • социально-педагогической реабилитации и абилитации инвалидов в том числе детей-инвалидов, в том числе с проведением слухоречевой реабилитации;
  • реабилитации и абилитации инвалидов в рамках Школы развития мелкой моторики для инвалидов с патологией центральной и периферической нервной системы, патологией функционирования верхних конечностей;
  • социально-психологической реабилитации и абилитации инвалидов вследствие заболеваний, травм, дефектов, формирующих основную структуру инвалидности;
  • развития и коррекции локомоторных и эмоционально-когнитивных функций (интерактивная система виртуальной реальности «Nirvana»);
  • развития когнитивных навыков (ДЦП, ментальные нарушения) методами арт-терапии (сказкотерапии, музыкотерапия, изо-терапия), игротерапии (игротренингов);
  • консультирования семей, имеющих детей-инвалидов;
  • информирование об организациях осуществляющих обучение инвалидов, в том числе детей-инвалидов по слуху навыкам русского жестового языка;
  • профессиональной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, включая проведение профориентации;
  • диагностики и коррекции профессионально значимых качеств и эмоционально-когнитивных функций (аппаратно-программный комплекс «ШУФРИД»).

Учитывая, что модель оказания ранней помощи и комплексной реабилитации и абилитации инвалидов строится с учетом принципов и механизмов взаимодействия структурных подразделений внутри организации и имеющихся ресурсов, ряд направлений по оказанию   реабилитационных и абилитационных услуг инвалидам, в том числе детям-инвалидам осуществляют в других структурных подразделениях по соответствующему профилю.

Так ряд мероприятий медико-социальной и все мероприятия медицинской реабилитации оказываются в структурных подразделениях Клиники ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России (далее — Клиники). Например, на базе консультативно-диагностического центра Клиники целесообразно оказывать реабилитационные и абилитационные услуги инвалидам, в том числе детям-инвалидам по направлениям:

  • консультирования по вопросам санитарно-гигиенического ухода за инвалидами (детьми -инвалидам);
  • реабилитации стомированных пациентов (обучение правилам ухода за стомой);
  • реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов посредством реализации программ Школы для инвалидов с сахарным диабетом;
  • реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов посредством реализации программ Школы для инвалидов с обменными нарушениями с кабинетом профилактики остеопений;
  • диагностики и профилактики ожирения и метаболических нарушений;
  • консультирования инвалидов с сексуальными нарушениями (проблемами);
  • реабилитации и абилитации для пациентов с патологией зрительного анализатора (офтальмологический кабинет);
  • ранней диагностики, профилактики и реабилитации патологии органов слуха и речи (ЛОР-кабинет);
  • реабилитации и абилитации для пациентов с патологией опорно-двигательного аппарата и периферической нервной системы;

На базе Центра высокотехнологичных методов медицинской реабилитации Клиники целесообразно оказывать услуги по медицинской реабилитации для пациентов с соматической патологией и поражением опорно-двигательного аппарата, в том числе методами роботизированной механотерапии, по оказанию психотерапевтической психологической помощи, направленной на коррекцию эмоционально-поведенческих нарушений у инвалидов, в том числе детей инвалидов по средствам:

  • работы кабинетов реабилитации и абилитации пациентов с соматической патологией и поражением опорно-двигательного аппарата, в том числе методами роботизированной механотерапии;
  • групповой психотерапии;
  • коррекции эмоциональных нарушений (аудиовизуальный комплекс «Диснет»);
  • коррекции психофизиологических нарушений (аппаратно-программный комплекс биологически обратной связи «Бослаб»);
  • психологической разгрузки (аудиовизуальная система «Сенсориум»);
  • коррекции эмоциональных и когнитивных нарушений (сенсорная комната).

В отделении медицинской реабилитации с нарушением функций центральной нервной системы Клиники целесообразно осуществлять комплексную реабилитацию пациентов с применением современных уникальных методик и новых технологий восстановительного лечения больных с патологией центральной нервной системы.

На базе Центра проектирования и производства современных протезно-ортопедических изделий и технических средств реабилитации ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России целесообразно реализовывать программы обучения инвалидов, в том числе детей-инвалидов в рамках:

  • школы обучения инвалидов ходьбе на протезе;
  • школы обучения инвалидов колясочников;
  • стандартизации и нормоконтроля реабилитационных, ассистивных технологий и обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации.

Таким образом, представленная структурно-функциональная модель составлена с учетом имеющего положительного опыта организации комплексной реабилитации и абилитации инвалидов (детей-инвалидов) в ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России и способствует оптимизации в 2016 году расходов на функционирование Центра методического и методологического обеспечения развития комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей инвалидов.

В целях повышения качества предоставления реабилитационных и абилитационных услуг инвалидам, в том числе детям-инвалидам, а также при наличии финансового обеспечения существующая структурно-функциональная модель Центра методического и методологического обеспечения развития комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей инвалидов будет усовершенствована в 2017 году с учетом анализа полученных учреждением результатов за 2016 год.

 

Организационно-методическая поддержка. Вопросы и предложения

Организационно-методическая поддержка. Здесь можно задать вопрос или внести предложения по организации работы с инвалидами.

подробно»