Размер шрифта Цветовая схема
Версия для слабовидящих
Горячая линия по вопросам инвалидности 8 (499) 550-09-91
меню сайта

Услуги Медико-социальная экспертиза

Медико-социальная экспертиза

Прослушать

В настоящее время в Российской Федерации рассмотрение вопросов установления инвалидности и определения потребности в предоставлении мер социальной защиты инвалидов возложено на федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы. Полнота, объективность и всесторонность рассмотрения вопросов обеспечивается функционированием трехуровневой иерархической системы проведения медико-социальной экспертизы, предоставляющей возможность все более углублённого изучения вопросов, затрагивающих интересы граждан на каждом последующем уровне высококвалифицированными специалистами.

Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, их функционал утвержден приказом Министерства здравоохранения и социальной защиты Российской Федерации от 11 октября 2012 г. № 310н.

Первичная медико-социальная экспертиза гражданина проводится в бюро по месту жительства (по месту пребывания, по месту нахождения пенсионного дела инвалида, выехавшего на постоянное жительство за пределы Российской Федерации).

В главном бюро по субъекту Российской Федерации медико-социальная экспертиза гражданина проводится в случае обжалования им решения бюро, а также по направлению бюро в случаях, требующих специальных видов обследования.

В Федеральном бюро медико-социальная экспертиза гражданина проводится в случае обжалования им решения главного бюро, а также по направлению главного бюро в случаях, требующих особо сложных специальных видов обследования.

Проведение медико-социальной экспертизы в главном и Федеральном бюро медико-социальной экспертизы осуществляется экспертными составами общего, смешанного и специализированного профиля и может производиться не только в вышеперечисленных случаях, но так же в рамках контроля за решениями вынесенными бюро либо экспертными составами главного бюро соответственно.

Базовым законодательным актом, раскрывающим основные понятия и определения социальной защиты инвалидов и компетенции различных уровней по её предоставлению, а так же определяющим понятие медико-социальной экспертизы, является Федеральный закон Российской Федерации от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Медико-социальная экспертиза осуществляется специалистами — врачами по медико-социальной экспертизе. Помогают специалисты по реабилитации, социальной работе и психологи исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Медико-социальная экспертиза проводится по заявлению гражданина (его законного или уполномоченного представителя) в соответствии с указанными в нем одной или несколькими целями.

Целями проведения медико-социальной экспертизы могут являться:

  1. установление группы инвалидности;
  2. установление категории «ребенок-инвалид»;
  3. установление причин инвалидности;
  4. установление времени наступления инвалидности;
  5. установление срока инвалидности;
  6. определение степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах;
  7. определение стойкой утраты трудоспособности сотрудника органа внутренних дел Российской Федерации;
  8. определение нуждаемости по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) отца, матери, жены, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина, призываемого на военную службу (военнослужащего, проходящего военную службу по контракту);
  9. определение причины смерти инвалида, а также лица, пострадавшего в результате несчастного случая на производстве, профессионального заболевания, катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных или техногенных катастроф либо в результате ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление семье умершего мер социальной поддержки;
  10. разработка индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида);
  11. разработка программы реабилитации лица, пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания;
  12. выдача дубликата справки, подтверждающей факт установления инвалидности, степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах;
  13. выдача новой справки, подтверждающей факт установления инвалидности, в случае изменения фамилии, имени, отчества, даты рождения гражданина;
  14. иные цели, установленные законодательством Российской Федерации.
Горячая линия