Размер шрифта Цветовая схема
Версия для слабовидящих
Горячая линия по вопросам инвалидности 8 (499) 550-09-91
меню сайта

Услуги Центр социальной, профессиональной и психологической экспертно-реабилитационной диагностики и реабилитации Отдел психологической экспертно-реабилитационной диагностики и реабилитации

Отдел психологической экспертно-реабилитационной диагностики и реабилитации

Прослушать

Заведующая отделом  Сотская Гульнара Мизхатовна.

Специалисты отдела (медицинские психологи, психологи, педагоги-психологи, логопеды) осуществляют:

  • Психологическую экспертно-реабилитационную диагностику (в том числе детей) с оценкой операциональных и интеллектуальных возможностей, степени обучаемости, особенностей эмоционально-личностной сферы, определением реабилитационного потенциала и прогноза с указанием адекватных мер по психологической реабилитации, консультированию, коррекции.
  • Психологическую реабилитацию (в индивидуальной, и групповой форме) в виде психологического консультирования и коррекционно-развивающих, обучающих, тренинговых занятий, с  использованием современных реабилитационных технологий.

Психологически значимыми являются консультации, коррекционно-развивающие и обучающие занятия для пациентов с различными онкологическими заболеваниями, травмами, хроническими сердечно-сосудистыми, неврологическими заболеваниями, а также с хронической эндокринной патологией сахарный диабет.

Помимо психологического консультирования больных взрослого возраста, особо социально значимой задачей для специалистов Центра является психологическая реабилитация детей.

Основные направления в работе с детьми-инвалидами, и детьми с ограниченными возможностями здоровья в Центре включают в себя коррекционно-развивающие занятия, направленные на социокультурную и психологическую реабилитацию.

Социокультурная реабилитация инвалидов – комплекс мероприятий и условий, направленных на восстановление культурного статуса инвалида как личности: возвращение (создание) психологических механизмов, способствующих внутреннему росту, развитию, адаптации инвалидов в стандартных социокультурных ситуациях.

Психологическая реабилитация – комплекс мероприятий, направленных на восстановление, поддержание и формирование высших психических функций, коррекцию эмоциональных состояний и дезадаптивных личностных (мотивационно-поведенческих) проявлений.

Социокультурная и психологическая реабилитация, больных (в том числе детей) проводится специалистами с использованием современных реабилитационных направлений (нейро-психологического, психоаналитического, телесоноориентированного, психодраматического, сказкотерапевтического, арт-терапевтического).

Специалисты отдела создали специальный проект «Сказкотерапия для детей-инвалидов и детей с ограничениями здоровья»,  для пациентов детского ортопедического отделения Клиники в возрасте от 5 до 8 лет.

Сказкотерапия – это комплекс занятий, включающий в себя просмотр специальных обучающих мультфильмов с элементами игр, рисования, групповых занятий с психологом. Дли-тельность одного занятия составляет 1 час. Занятия построены на некоторых механизмах арт-терапии и направлены на решение эмоционально-личностных и поведенческих проблем ребенка.

В работе используются инновационные современные технологии виртуальной реальности (интерактивная реабилитационная система виртуальной реальности «Nirvana»). Работа с интерактивной системой виртуальной реальности«Nirvana»направлена на реабилитацию пациентов с дефицитом когнитивных и моторных функций. При выполнении заданий с помощью этой системы происходит сенсорное (акустическое и визуальное) погружение в виртуальную реальность. Использование интерактивной системы виртуальной реальности в работе с детьми-инвалидами имеет неоспоримые преимущества. Форма работы с такой системой – игровая, что значительно повышает мотивацию выполнения упражнений и усиливает интерес к заданиям.

Наличие визуальной и акустической обратной связи позволяет точнее контролировать выполняемые движения и в более короткие сроки усваивать новые двигательные программы. Разнообразные типы заданий, красочные изображения большого формата, проецирующиеся на экран, стимулируют к изобретению новых типов упражнений и способствуют повышению двигательной активности и развитию телесного творчества.

Также в Центре проводятся логопедические занятия по коррекции речевых нарушений: исправлению звукопроизношения, развитию фонематического восприятия речевых и неречевых звуков и артикуляции.

Технология реабилитационного процесса состоит из нескольких этапов:

  1. Диагностический – включает в себя предварительную беседу с родителем (другим, замещающим его лицом). Беседа с родителем перед началом работы с ребенком является важным и необходимым этапом, который позволяет решить сразу несколько задач. Во-первых, собирается вся необходимая информация о развитии, социальном статусе, особенностях здоровья ребенка, пренатального и раннего развития, эмоционального развития, сферы общения со взрослыми и сверстниками, основные проблемы в воспитании, обучении, а также интересы и увлечения ребенка. Во-вторых, беседа с родителем выявляет основные жалобы со стороны родителя, помогает учесть его пожелания при формулировании цели реабилитационных программ. Именно на основе запроса родителей чаще всего идет постановка задач, как в диагностическом этапе, так и в коррекционном.
  2. Коррекционный. При разработке коррекционной или развивающей программы идет опора на запрос со стороны родителя либо ребенка, а также на данные, полученные в ходе диагностического этапа. В реабилитации идет коррекция не одной изолированной функции, а комплексная работа с ребенком. Тем не менее, условно, коррекционную работу можно подразделить на 2 направления: реабилитация когнитивных и эмоциональных нарушений.

По итогам проведенных занятий с каждым ребенком, родителям предоставляется обширная обратная связь и рекомендации по дальнейшей работе, с учетом реабилитационной базы региона в котором проживает семья.

Данный вид деятельности является востребованным, необходимым и важным, так как позволяет в краткие сроки решать актуальные задачи по социокультурной адаптации, психологической реабилитации и удовлетворять психологические потребности детей, находящихся в условиях психоэмоциональной депривации в связи с лечением в стационаре.